Для того, чтобы ребёнок уже в младшем дошкольном возрасте готовился к обучению грамоте, необходимо следующее:
1. Развивать слуховое внимание: учить вслушиваться в звуки окружающего мира; определять направление звука (игры «Жмурки», «Где звенит колокольчик?»); определять источник звука (игры «Кто кричит», «Что играло?», «Где звучало?»).
2. Развивать речевой слух: учить узнавать по голосу животных – больших и маленьких; учить различать интонацию, воспроизводить её по заданию: «Скажи ласково, сердито»; учить выполнять инструкции, в том числе многоступенчатые.
3. Развивать чувство ритма: упражнять в сочетании «движение и речь». Маршировка и гимнастика под счёт, под стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов; читать сказки, например, К. Чуковского, побуждая ребёнка договаривать окончания.
4. Развивать артикуляционную моторику: делать упражнения игрового характера для губ, языка, челюсти.
5. Развивать речевое и физиологическое дыхание: поддувание лёгких игрушек (кораблик по воде, ватный шарик, задувание свечек, катание по столу карандашей).
6. Развивать голос: задания «Скажи громко, тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок», «Скажи ласково, сердито, строго»; работать над выразительностью, эмоциональностью речи.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью массажа, пальчиковых игр и упражнений, комплекса пальчиковой гимнастики. Сочетать эту работу с работой над выразительностью речи, воспитанием чувства ритма.
8. Учить интонационно выделять звуки в словах: АААА – ня, УУУУ – тка, СССС – лон, ШШШШ – каф.
9. Учить вслушиваться, повторять интонируемые звуки, проводить игры на звукоподражание.