Ориентировка в пространстве у маленьких детей начинается с умения определять положение частей собственного тела. Малыш сначала учится показывать, где у него глазки, где ручки, где ножки, а после этого уже начинает соотносить положение частей тела с положением в пространстве. Позднее ребенок запоминает название правой и левой руки. Очень важно научить ребенка безошибочно определять «лево» и «право» в дошкольном возрасте, так как от формирования пространственных представлений во многом зависит, как будет протекать обучение чтению и письму, а также решение математических задач в школе.
К двум годам малыш уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки «правая» и «левая». Как малышу легче запомнить «имена» своих рук? Самый лучший вариант – посредством игр.
- Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое — левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Правая рука – та, которой он любит рисовать.
- Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой. Сравните руки.
- Дайте малышу мячик и попросите бросить его вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить. Ноги нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой – к левой.
- Надевание одежды и обуви – это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: «Правую ручку – в правый рукавчик, а левую ручку – в левый. Следует помнить, что понятия «спереди» и «сзади» усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.
В 4-5 лет дети уже должны научиться определять левую и правую сторону, направления и соотношение между предметами и применять эти знания: располагать предметы, перемещать их в указанном направлении. Ребёнок должен усвоить, что все предметы, расположенные ближе к левой руке, находятся слева от него и наоборот.
- Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади.
- Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве. Сопровождайте игру словами: «Я бегу за тобой, а ты – впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты – сзади!»
- Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол. Не упускайте такую возможность потренироваться – отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.
Склонность детей к подражанию – ваш помощник в их развитии и воспитании.
- Уборка в квартире, прогулка в парке – всюду, где вы вместе, используйте возможность назвать и показать, что вы делаете и какой рукой.
Ближе к трем годам уже можно организовывать ориентационные игры в виде веселых уроков.
- Поставьте два стула, на каждый положите три – четыре одинаковых предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.
- Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует определить, с какой стороны находится диван, а с какой – стол, где расположено окно.
- Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.
- Во время прогулки можно комментировать свой маршрут, говоря вслух, что сейчас будет поворот налево, а справа только что проехала машина.
- Есть возможность привлечь в игре еще одного – двух участников – пусть походят паровозиком по квартире или по двору, попутно рассказывая, что находится справа, слева, поворачивая паровоз по команде машиниста, роль которого с удовольствием исполнит ребенок.
- Позже переходите к раскрашиванию симметричных картинок. Предложите зарисовать одежду клоуна, мячик, листочки.
Умение ориентироваться в пространстве — одна из важнейших составляющих познания ребенком мира. Применение этого навыка необходимо для успешного выполнения практически любого вида деятельности. Очень важно научить ребенка этому вовремя.