Что значит уметь читать?
Суть обучения в том, чтобы ребёнок умел осмысленно воспринимать и усваивать текст.
Говоря о формировании навыка чтения, мы в первую очередь говорим о развитии следующих качеств при чтении: правильность, беглость сознательность и выразительность.
Когда учить читать?
Каждому фрукту свой срок. Кто-то готов уже в 4,5, а кто-то в 6-7. Человеческий мозг созревает постепенно. Интенсивно развивая те его отделы, которые пока ещё не готовы работать в полную силу, мы сами создаём психологические проблемы, такие как гиперактивность и чрезмерная возбудимость, кроме этого можно сформировать неадекватный механизм чтения.
Как определить физиологическую готовность к чтению?
- Ребёнок не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, он может составить связный рассказ
- У него достаточно развит фонематический слух. Ребёнок умеет услышать и распознать заданный звук в начале, в середине и конце слова.
- У ребенка нет логопедических проблем (имеется в виду не только умение произносить звуки, но и нарушения мелодики, ритма речи и т.п.)
- У малыша развита пространственная ориентация. Он не путается в понятиях «лево», «право», «верх», «низ» и т.п.
Не каждый родитель способен сориентироваться в разнообразии методик. У каждой есть плюсы и минусы. Но так или иначе, их можно разделить на несколько групп:
- методика глобального чтения (чтение целыми словами)
- -методика Николая Зайцева (чтение по слогам-складам)
- -методика Марии Монтессори (от письма к чтению)
- -звуко-буквенная методика (ребёнок воспринимает звуки, анализирует их в составе слова, учится соотносить их с буквами).
Какой букварь выбрать для ребенка?
- Обратите внимание на наличие методических рекомендация и пояснений для родителей. Для чего предназначено то или иное задание, как правильно его выполнить.
- Последовательность изучения букв. В хорошем букваре сначала изучаются все или некоторые гласные первого ряда, затем частотные согласные. Такая последовательность позволит складывать буквы в слоги с первых занятий.
- Посмотрите наличие различных игровых заданий для развития фонематического слуха и на запоминание зрительного образа буквы. Это разнообразит работу с букварём, задания будут способствовать развитию интереса к чтению, разовьют необходимые для чтения умения и навыки.
- Оцените объёмы чтения на страницах и соотнесите их с индивидуальными особенностями ребёнка. Детей неусидчивых часто очень пугают большие объёмы для чтения, и существует риск отказа от занятий.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.
Как известно, правое полушарие связано с левой рукой и отвечает за мыслительные процессы, а левое с правой рукой и отвечает за речевые процессы. Для более совершенной работы мозга в целом требуется развитие их взаимосвязи между собой, поэтому межполушарное взаимодействие является основой интеллекта. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга -частая причина трудностей в обучении у дошколят и младших школьников.
Существует множество весёлых упражнений, которые помогут ребёнку быть внимательным, собранным, сообразительным.
Хочу познакомить вас с моим любимым «Фоторамка»